Ключевое преимущество государственно-частного партнерства и концессий – эффективное разделение работы и ответственности государства и частного сектора. “К сожалению, ситуация такова, что социальные и транспортные проекты ГЧП реализовываются по модели закупок, где заказчик в лице государства закладывает как минимальные характеристики и требования, так и все детали проекта, руководствуясь строго административной моделью принятия решений, а партнер выступает в роли подрядчика, что противоречит смыслу такого сотрудничества”, - сообщил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян в рамках пленарного заседания III Форума Центрального федерального округа по ГЧП.
По словам замглавы ФАС России, преимущество ГЧП и концессий не только в привлечении частных средств, прежде всего - это качественные, современные решения и скорость реализации проекта. Коммерческий успех партнёра напрямую зависит от востребованности этого проекта у потребителя. Именно в этом принципиальная разница между концессией и госзаказом.
“Зона ответственности частного сектора и государства должны быть разграничена, чтобы каждая из сторон могла максимально эффективно выполнить свою работу: государство – сформулировать задачу с точки зрения решения социальных задач, бизнес – найти наилучшее решение с точки зрения технологий и стоимости”, - уточнил он.
Так, законодательство о концессиях и ГЧП требует разграничения с закупочным законодательством, доработки в части установления прозрачной процедуры отбора партнера, включения положений об отложенных платежах («инфраструктурной ипотеке»), предусматривающих оплату строительства объекта по истечению определенного времени и после сдачи этого объекта в эксплуатацию. Установление отложенных выплат из федерального бюджета в рамках «инфраструктурной ипотеки» позволит устранить смешение концессионных и закупочных процедур.
“Механизмы концессии и ГЧП - это альтернативная модель реализации инфраструктурных задач, которая не может эффективно работать в условиях безнадежно устаревшего законодательства. Сегодня отсутствует элементарная электронная форма отбора партнера. Пока концессии и государственно-частное партнерство не будут снабжены управленческой инфраструктурой, все проекты будут штучными и модель такого сотрудничества не найдёт широкого применения”, - заключил Рачик Петросян.